Несколько месяцев назад мы узнали о непростой ситуации, которая сложилась на одном из автотранспортных предприятий Тамбова. Впрочем, не будем забегать вперед и расскажем обо всем по порядку. Пассажирскими перевозками в Тамбове занимается больше десятка частных транспортных организаций, индивидуальных предпринимателей и муниципальное унитарное предприятие «Тамбовгортранс», которое, помимо автобусных перевозок, осуществляет перевозки троллейбусные. Это — старейшее в городе предприятие- перевозчик. Троллейбусное депо и автобусный парк появились в Тамбове уже более пятидесяти лет назад. Как утверждают местные историки и старожилы, появление первых в городе троллейбусов вызвало у горожан неподдельный интерес. Шли годы, и предприятие успешно развивалось. Накануне перестройки в западной части города даже был построен второй троллейбусный парк. Водители и кондукторы зарабатывали неплохие деньги, большинство работников могло себе позволить провести отпуск за юге или в санатории. На предприятии появлялись целые трудовые династии, когда на место отца приходил работать водителем сын. В 90-е годы жесточайший социальный и экономический кризис неоднократно ставил предприятие на грань банкротства. О былом благополучии пришлось забыть. Был закрыт второй троллейбусный парк, но транспорт по- прежнему выходил на маршруты. Несмотря на частую смену названий и руководителей, большинство водителей и кондукторов, а также специалистов по ремонту и обслуживанию троллейбусов и автобусов проработали здесь не менее пятнадцати-двадцати лет и пережили вместе с предприятием все взлеты и падения. Для многих работников «Тамбовгортранс» был и остается единственным местом работы!
Виктор (имя изменено, так как человек, с которым мы общались, всерьез опасается увольнения из-за нашего с ним разговора) работает здесь уже больше пятнадцати лет. Видел и пережил на этой работе многое. — Было время, — говорит он, — денег не платили совсем, выживали как могли. И ведь выжили! А главное — руководство с пониманием ко всему относилось. После появления частных автобусов часть водителей и кондукторов ушла к ним, а водители троллейбусов места работы менять не стали. Потому, что идти было уже просто некуда. Надо сказать, что руководители и названия организации менялись с завидным постоянством. Больше двух лет большинство директоров не проработало. Неудивительно, что никто из них выправить ситуацию так и не смог. Выручка у предприятия упала, зарплаты стали меньше. Заметное улучшение для работников наступило лишь тогда предприятие было отдано вологодским бизнесменам. Впервые за много лет в городе появились новые троллейбусы и автобусы. Отлаженная схема работы и контроля за перевозками позволила увеличить заработную плату работникам. При выполнении плана по выручке водители и кондукторы премировались. Так, водитель мог зарабатывать более двадцати тысяч рублей в месяц. И это несколько лет назад. При том, что для горожан не произошло ощутимого повышения расценок на проезд. В 2010 году вологодские бизнесмены ушли, а предприятие стало муниципальным. Пришел новый руководитель — бывший чиновник городской администрации, нововведения которого сразу не пришлись по душе значительной части коллектива. Прежде всего штрафы за нарушения, которые стали заметно бить по итоговому заработку. Начали, как считают многие водители и кондукторы, необоснованно повышаться планы по выручке. Сложилась парадоксальная ситуация — чем больше выручки привозили водитель и кондуктор, тем больше у них становился план по этой самой вы- ручке. Но выполнять план всегда просто нереально! Руководство «Тамбовгортранса» пыталось (и пытается по настоящее время) сделать предприятие рентабельным. Это достойно похвалы, хотя методы порой вызывают заметную обеспокоенность у коллектива. Задуматься здесь есть над чем. Скажем, частные перевозчики работают в таких же условиях, и называть их коммерсантами можно с большой натяжкой — тарифы на перевозку горожан устанавливают не они. Самостоятельно поднимать расценки «частники» не вправе, но, тем не менее, в большинстве своем получают прибыль. Пусть и небольшую, ведь значительная часть выручки тратится на запасные части, горючее и заработную плату. Причем никаких дотаций частные перевозчики из городского бюджета не получают.
У водителей и кондукторов «Тамбовгортранса» зарплата складывается из трех составляющих: минимального оклада, премий за выполнение плана и оплаты за количество отработанных часов на маршрутах. План по выручке, постоянно растущий, выполнять можно не всегда, а вот, скажем, поломка троллейбуса приведет к вынужденному простою, который отрицательно скажется на итоговой зарплате. По сути — замкнутый круг. Недовольство новыми порядками длительное время росло, но за пределы предприятия это недовольство не выходило. По старой русской традиции, терпели и надеялись на улучшения. По словам директора «Тамбовгортранса», недостача из-за недобросовестных сотрудников оставляет не менее трех миллионов рублей в месяц. По его мнению, именно столько оказывается в карманах водителей и кондукторов помимо зарплаты, а раз так, то есть смысл отлавливать злостных расхитителей с помощью контролеров. Вот только как такие расчеты проводились и почему насчитали именно три миллиона, никто не знает. А самое неприятное, во время поисков этих самых «воров» с завидным постоянством страдают все остальные. Ситуация можно сказать плачевная: руководство, не стесняясь, в открытую называет сотрудников ворами, из-за которых ежемесячно образуется многомиллионная недостача на предприятии. Водители и кондукторы, в свою очередь, готовы работать, но требуют к себе нормального, человеческого отношения. Причем требования коллектива сводятся не только к повышению заработной платы! На первом месте именно нормальное отношение к работникам со стороны руковод-тва и соблюдение элементарных норм техники безопасности.Часто — а об этом говорится уже в открытую — на предприятии даже нет необходимых запчастей для ремонта пассажирского транспорта! Чем может грозить такое положение, я думаю, понятно. Водители, с которыми довелось пообщаться, говорят об этом, не стесняясь в выражениях! Мы не беремся судить о правильности расчетов руководства и порядочности некоторых работников, но маловероятно, что воруют сплошь все водители и кондукторы, как это настойчиво пытаются показать. Хотя директора«Тамбовгортранса» тоже можно понять: несмотря на ежегодные многомиллионные дотации из городского бюджета, предприятие до конца прошлого года было убыточным и задолжало более 100 миллионов рублей. Впрочем, неожиданно для коллектива этот долг предприятие уже погасило, о чем сообщил сам руководитель на одной из встреч с работникамив самом начале года. Новый год — и планы новые. И самые грандиозные. Ремонт электросетей, создание благоприятных условий для отдыха водителей на конечных остановках, строительство новых развязок для продолжения некоторых троллейбусных маршрутов. Однако про это коллектив слышит последние три года с завидным постоянством. Все будет — остается только немного потерпеть. Вот и терпят, но любому терпению приходит конец. В поисках справедливости работники обращались не только в суды, но и трудовую инспекцию. А в конце октября прошлого года было принято решение о воссоздании на предприятии профсоюзной организации. Теперь уже всем ясно, что нужен коллективный договор, который позволит хоть как-то ограничивать руководство в его аппетитах. Вот только такая инициатива рабоников понимания у директора не нашла. Напомним, профсоюз — это общественная организация, для создания которой необходимо намерение, как минимум, трех человек. Руководство предприятия лишь ставится в известность о создании профсоюзной организации и повлиять на его работу не может. Создать профсоюз можно даже вопреки желанию начальства, что, собственно, и было сделано. Сейчас членами профсоюза является более ста работников «Тамбовгортранса»! Была надежда на улучшение ситуации после встречи руководства профсоюза с главой городской администрации А.Ф. Бобровым. Он был проинформирован о сложившейся ситуации и настоятельно рекомендовал руководству предприятия оказывать всяческое содействие в работе профсоюза. Вот только с момента той встречи прошло уже несколько месяцев, а ситуация не изменилась. От имени про- фсоюза было подготовлено обращение в прокуратуру области и письмо на имя главы городской администрации А.Ф. Боброва. Ответ прокуратуры обрадовал представителей профсоюза — в месячный срок руководство предприятия обязано исправить все имеющиеся относительно профсоюзной организации нарушения. Хотелось бы надеяться, что ситуация на этом социально значимом для города предприятии разрешится положительно для всех участников. Мы обязательно будем следить за ситуацией.
Максим Уланов
Мне кажется что пассажирского транспорта с каждым годом становится все меньше! Помнится ходили разговоры о том, что,автобусы будут ходить и после 23 вечера пусть и немного дороже — а что в итоге — как было так и осталось! Если честно, поражена этой статьей- не думала что все так плохо в транспортном хозяйстве города! Раз так в городском предприятии — что же тогда у частников творится…