Задыхающийся от свалки посёлок, две сотни тамбовчан, которые потеряют работу, рост цен на вывоз мусора и подозрения в коррупции — так отметился региональный оператор по обращению с твердыми бытовыми отходами в самом начале своей работы. Даже такое, казалось бы, не прибыльное занятие, как вывоз мусора, можно превратить в золотую жилу, если постараться, и кто-то явно набивает себе карман на глазах у всей области под видом мусорных войн и реформ. Кто это делает и как — в материале Тамбовского регионального отделения ЛДПР.
Региональный оператор — кто это?
Для начала разберемся, кто же такой этот «региональный оператор» и зачем он нужен.
С 1 января 2019 года уборкой мусора, от контейнера до захоронения или переработки, занимается единый оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, выбираемый на конкурсной основе на 10 лет. В Тамбове таким оператором стала «Тамбовская сетевая компания» (ТСК).
Чем же будет заниматься этот региональный оператор? Согласно официальным заверениям, его обязанность — наладить вывоз и переработку мусора на территории всей области. Отныне, задача ТСК — обеспечить работу территориальной схемы и системы обращения с отходами. Если просто — управлять всем процессом вывоза мусора, от контейнера до полигона для захоронения, по всей Тамбовской области. Для этого оператор может заключать договоры с другими компаниями. Так, через регионального оператора прошло уже почти 4,5 МИЛЛИАРДОВ рублей, которые ушли на оплату по договорам с различными организациями, которые будут исполнять план регионального оператора в закрепленных за собой районах. Так же оператор определяет, сколько теперь будет платить каждый житель Тамбовской области за вывоз мусора.
Сколько теперь платить?
Новая система тарификации подразумевает, что плата за вывоз мусора будет формироваться из нескольких факторов: так, на стоимость влияет местоположение владельца отходов (городская или сельская местность), где он живет (многоквартирный дом или частный), но главное отличие заключается в том, что определяющую роль играет не площадь, с которой вывозится мусор, а сколько человек на этой площади проживают. Цена будет зависеть даже от района области. И хотя тарифы уже определены и фиксированы, в большинстве районов цифра в строке «вывоз мусора» станет заметно больше: в среднем по области рост цены на вывоз мусора составил более 50%.
А что в этом плохого?
Настораживает уже тот факт, что одна компания начинает заправлять процессом уборки мусора на территории всей области. Пусть для этого «Тамбовской сетевой компании» приходится привлекать к работе другие компании, заключение контрактов остается в её полномочиях. Как уже писалось выше, ТСК заключила договоры на сумму более четырех миллиардов рублей, и нет оснований верить, что часть этих денег не осела в чьих-либо карманах. Но сильнее удивляют связи между ТСК и управлением ТЭК и ЖКХ Тамбовской области.
Главный герой истории — Светлана Григорьева, в прошлом заместитель директора «Тамбовской сетевой компании», а ныне начальник управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области. В ноябре прошлого года она заинтересовала прокуратуру области. Заключала договор с «избранным» региональным оператором именно Григорьева, действующая, очевидно, в интересах своего прошлого работодателя. Более того, было установлено, что одним из топ-менеджеров ТСК является дочь Григорьевой. В этом случае она была обязана уведомить свое новое руководство о наличии личной заинтересованности в исходе выборов регионального оператора, чего Григорьева, судя по всему, не сделала. Согласно законам «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе», за такое нарушение чиновник должен лишиться своего поста. Однако Григорьева до сих пор занимает своё кресло и активно занимается уборкой. В том числе, явными и неявными методами старается убрать неугодные ей компании из тамбовского мусорного бизнеса. Так, жертвой нового регионального оператора, действующего в паре с начальником управления ТЭК и ЖКХ, может стать единственный в Тамбове мусороперерабатывающий комплекс «КомЭк», который по каким-то причинам оказался исключен из территориальной схемы обращения с отходами. Вместо того, чтобы отправлять мусор на переработку, ТСК «захороняла» его на полигоне в Дмитриевке, который ещё и использовать было нельзя — он находился на реконструкции. Комплекс КомЭка же, оставшись без сырья для работы, вынужден сокращать сотрудников. На грани увольнения оказались около 200 рабочих, жителей Тамбовской области, которые не смогли сидеть сложа руки и вышли на пикеты и митинги. Губернатор неоднократно говорил о том, что КомЭк должен вернуться в работу по переработке мусора, однако ТСК не спешит исполнить эту рекомендацию.
К чему это приведёт?
Взгляду открывается неприглядная истина — в одном из наиболее важных областных управлений, чьи действия незамедлительно сказываются на жизни рядового тамбовчанина, не скрываясь от граждан и правоохранительных органов сидит коррупционер. И сидит не один: то, что требования прокуратуры области остались без внимания, значит лишь то, что у Григорьевой сильные покровители. Настолько ли силён дуэт компании, ставшей официальным монополистом в сфере уборки, и начальника управления ТЭК и ЖКХ, или же они лишь мелкие сошки в какой-то более крупной игре — неизвестно. Однако факты говорят за себя: действия нового регионального оператора явно идут в разрез с интересами жителей области. Текущие итоги работы регионального оператора по обращению с отходами — едва не задохнувшийся от мусора поселок в области, возросшие цены на вывоз мусора, две сотни рабочих, которые могут лишиться работы из-за закрытия единственного мусороперерабатывающего завода, и подозрения в коррупции. Правонарушения даже не пытаются маскироваться под некую благодетель, что, обычно, характерно для российских чиновников. «Мусорные войны» - это только начало, и, видно, впереди нас ждет ещё не одна баталия вокруг ЖКХ.